Как сварить тонкий металл

С проблемой сварки тонких листов металла в большей степени сталкиваются в автомобилестроении и авторемонте. И если автомобилестроение является крупной отраслью, которая в состоянии обеспечить себя необходимым оборудованием для сварки тонких листов металла, то ремонт автомобилей очень часто производят в небольших полукустарных мастерских. Но и здесь есть отличное решение.

Основная проблема при сваривании тонких листов – недопустимость больших токов, которые приводят к прогоранию листов и их короблению. На малых токах нужно держать короткую дугу, что не всегда удается. При малейшем растягивании дуги она гаснет. Небольшие токи может обеспечить инвертор. Он имеет специфическую характеристику сварочного тока с высоким напряжением холостого хода, что позволяет варить на токах от 10 ампер с надежным поддержанием дуги.

Если инвертор использовать, как источник питания не для ручной дуговой сварки, а для полуавтомата, то получаем идеальный вариант для сварки тонких листов. Вот об этом методе и пойдет речь в нашей статье.

Сварочный полуавтомат: конструкция и технология

Свое название такие устройства получили потому, что «электрод» в них подается автоматически, а горелка передвигается рукой сварщика. В качестве электрода в них используют сварочную проволоку диаметром 0,8 – 1,6 мм. В связи с тем, что она не имеет обмазки, в зону сварочной ванны (зона расположения горящей дуги и ванны расплавленного металла) подается защитный газ, который не позволяет кислороду воздуха контактировать с расплавленным металлом.

Основной частью устройства является механизм подачи сварочной проволоки. Для этого в нем имеются:

·         двигатель с редуктором;

·         подающие ролики с гладкой канавкой или канавкой с насечками (для порошковой проволоки);

·         катушка со сварочной проволокой;

·         устройство для регулирования скорости подачи.

Подающий механизм входит в состав полуавтомата вместе с газовым баллоном, шлангом для подачи инертного газа и горелкой, которая направляет сварочную проволоку и инертный газ в зону сварки.

Для питания полуавтомата идеальным вариантом (как мы уже говорили) является сварочный инвертор. Это может быть мобильный вариант со встроенным механизмом подачи проволоки или более мощный промышленный инвертор с раздельным механизмом подачи проволоки. Компактные полуавтоматы, как правило, используются в стационарных условиях. Необходимо отметить, что инверторы позволяют использовать режим ручной дуговой сварки электродами до 5 мм, что значительно расширяет возможности таких аппаратов.

Работа сварочного полуавтомата аналогична ручной дуговой сварке, но имеет ряд существенных особенностей. Поскольку проволока подается автоматически, то исчезает необходимость замены сварочных электродов, что повышает производительность труда в 2 – 4 раза. Дополнительной обязанностью сварщика является необходимость слежения за надежной подачей защитного газа при работе на ветру или сквозняке. В случае сдувания защитного газа приходится увеличивать скорость его подачи, что ведет к повышенному расходу. В таком случае есть смысл позаботиться о защите рабочей зоны от ветра.

Подготовка к сварке полуавтоматом

Предлагаем вам пошаговую инструкцию по заправке сварочной проволоке в полуавтомат:

·         установить и зафиксировать катушку с проволокой;

·         протянуть проволоку в канавку ролика сантиметров на 20;

·         зафиксировать верхний прижимной ролик;

·         выставить усилие прижатия роликов;

·         снять сопло горелки и его наконечник;

·         распрямить канал горелки и пробовать подачу проволоки, нажимая на кнопку;

·         подгонять размер вышедшей из горелки проволоки до 5 – 10 мм и накручивать наконечник на сопло;

С этого момента аппарат к работе готов: можно подавать газ и зажигать дугу.

Технологические возможности полуавтоматов

Полуавтоматическая сварка металлов с успехом применяется для сваривания различных металлов, в том числе алюминия. Для сварки алюминия рекомендуется использование процесса в среде чистого аргона. При этом необходимо учитывать высокую электропроводность алюминия и необходимость увеличения скорости подачи проволоки, а, возможно, и дополнительного прогрева детали.

Однако, в небольших мастерских около 90% занимает черный металл. Если добавить к нему низкоуглеродистые и низколегированные стали, то получим основную массу изделий, которые приходится варить. К счастью, все это прекрасно варится полуавтоматом при соблюдении соответствующих технологий. Главное в этом процессе – максимальное соответствие химического состава сварочной проволоки химическому составу свариваемого изделия.

При сваривании нержавейки применяют смесь аргона и углекислого газа, используя, в основном, три следующих способа;

·         короткой дугой;

·         струйным переносом;

·         импульсной сваркой.

Иногда практикуют сварку нержавейки без защитного газа с использованием порошковой проволоки. Сразу отметим, что малая экономия средств не стоит постепенной коррозии дорогого металла, приводящего к потере его характеристик с перспективой дальнейшего разрушения.

Сварку цветных металлов производят с использованием проволоки соответствующего состава толщиной от 0,8 до 1,6 мм. Эти процессы проходят на меньших токах, чем при сварке стали, но требуют более тонких регулировок. Кроме упомянутого выше алюминия, полуавтоматами варят:

·         бронзы;

·         алюмо-магниевые сплавы;

·         дюралюминий;

·         медь и сплавы на её основе.

Плюсы и минусы сварки металла полуавтоматом

Сварка полуавтоматом имеет ряд неоспоримых преимуществ, но и не лишена некоторых недостатков. К главному достоинству можно отнести возможность получения шва хорошего качества даже начинающими сварщиками. Для производственных участков важным достоинством может считаться сварка тонкого металла с высокой производительностью труда, превосходящую производительность ручной дуговой сварки в 2 – 4 раза.

Автолюбители, безусловно, в числе первых достоинств назовут возможность сваривания тонких листов металла.

К недостаткам относят повышенное разбрызгивание металла в случае нарушения газовой защиты, необходимость осуществления подвода защитного газа и более высокое излучение от дуги.